Внимание! diplom-portal.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
ДИПЛО​МНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

  diplom-portal.ru

Заказать курсовую работу

ОФОРМИ ЗАКАЗ В ОДИН КЛ​ИК

Спасибо! Ваше сообщение отправлено.
Отправка не удалась. Пожалуйста, исправьте ошибки и попробуйте еще раз.
 8-800-452-92-57
  • лучшие исполнители
  • оставлено отзывов - 1200

Роль воображения в науке

Вирусы гриппа и парагриппа

Эпидемиология. Источник инфекции – человек. Заболевание передается воздушно-капельным путем и протекает в виде эпидемических случаев или спорадически. Наибольший подъем заболеваемости наблюдается в

Имущественное страхование

Исходя из величины убытка определяющие взнос каждого участника страхования необходимый для покрытия фактической суммы ущерба, т.е. он раскладывается на всех страхователей. В современных условиях преоб

Обвалка и жиловка левого тазобедренного отруба говяжей полутуши

Проводится большая работа по повышению качества, улучшению и обогащению ассортимента мясных продуктов. Анализ питания различных групп населения РФ, проводимый Институтом питания АМНРФ, свидетельствуе

Виды коммерческих организаций

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в товариществах на вере могут быть

Эмигрантские романы Ремарка в восприятии литературной критики

Второго такого популярного автора в немецкой литературе XX века, пожалуй, нет... Тема данной курсовой работы посвящена эмигрантским романам в восприятии литературной критики. Актуальность темы опреде

Реалии международных отношений Центральной Азии в эпоху Средневековья (по материалам эпоса "МАНАС")

Изучение эпоса «Манас» в историческом плане способствует реконструкции этнокультурной истории кыргызского народа. Исследования эпоса началось еще в середине XIX века. И все же до сих пор нет специаль

Системная шина

Системную шину условно можно разделить на шину данных, адресную и шину управления. Если важнейшей характеристикой двух первых шин является разрядность, то применительно к третьей говорят о количестве

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме

Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется

Скачать работу - Роль воображения в науке

Функции воображения исследуются в работе на ряде процедур научного познания: гипотезе, наглядном моделировании, умственном эксперименте. Целью воображения является способность создавать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить доступное человеку с тем, что прямо ему не дано. синтезирующую роль Внесенсорных - Ком б инаторныеГлава I. Воображение - важнейшее свойство человеческой психики. 1.1 Определение воображения Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности.

Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский, Кестлер , С.Л.Рубинштейн, “Философской энциклопедии”. Из определений видно, что существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.

Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения. Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального. 1 .2 Воображение как отражение действительности Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности.

Ощущения - перв и чные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вк л ючаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мы с ленных образов.

Воображение, создавая наглядные образы, вбир а ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение оп и рает ся на их смысловой момент.

Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств.

Воображение - про д укт преобразования прежде всего функциональ н ых характеристик отображения.

Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности. В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания.

Элементы воображения обнаружи вают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “достраивать” образы данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость воспринимаемых объ ектов и делать саму эту значимость предметом осо б ого рассмотрения и специальных процедур. Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам “ достраивать” недостающие стороны объекта, “ в ид е ть” целое при р е альной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметно-деятельностных х арактеристик чувственных образов.

Усложненность таких образов, включенность в н и х опыта индив и дуальной и коллективной деятельности есть про я вление во з никающего воображения.

Сущность воображения заключается в том, что обра з ы воображения сознат ел ьн о п родуцируются человек о м. Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.

Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы.

Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую, антиципирующую, практическую, познавательную, эстетическую и другие.

Воображение способно преображать весь мир без исключения.

Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы.

Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального.

Воображение является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания.

Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

Образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта.

Воспроизведение - основная функция памяти; воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане.

Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче.

Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные (часто случайные) связи явлений, событий, предметов. Они способны “замкнуть цепь”, вызвать свободную игру ассоциаций.

Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы.

Определенное место в деятельности воображения занимает мечта.

Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений. 1.3 Роль воображения в научном познании мира Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания. Одной из сфер творчества является научное познание мира.

Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность.

Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей.

Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль.

Творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном.

Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность.

Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются недостаточными для решения той или иной задачи.

Вследствие этого человек пытается найти новые средства для достижения своей цели. В ходе выдвижения задачи определенные функции выполняет и воображение.

Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания.

Функции воображения в процессе творческого решения задачи следует видеть в том, что оно выступает видом познания, не сковываемым шаблонами и схемами мышления. Новое здесь формируется при активной мысленной деятельности.

Гносеологическое содержание данного процесса состоит в выявлении новых особенностей объекта на основе имеющихся у субъекта знаний.

Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования.

Сформировавшиеся с помощью воображения образы включают в себя как воспроизведение прошлого и настоящего, так и элементы будущего.

Познание становится тем более творческим, чем больше места в нем находит подчинение прошлого и настоящего будущему. Таким образом, функцию воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний.

Отчетливо эвристическая функция воображения проявляется в наглядном моделировании.

Существует мнение, что наглядное моделирование - это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только построением наглядных моделей.

Воображение активно проявляется и в мысленном эксперименте, который включает в качестве своего компонента моделирование, но не сводится к нему. Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Все модели можно разделить на два типа: материальные модели и идеальные (мысленные, воображаемые) модели. Под воображаемой моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция.

Воображаемая модель характеризуется специфическими особенностями, связанными с ее замещающими функциями.

Воображаемая модель в науке выступает обязательно как средство исследования, служащее приобретению новых знаний.

Объект выступает в качестве модели лишь постольку, поскольку он соотносим с моделируемым явлением, представляет его и служит средством его познания.

Наглядные представления формируются из нескольких операций.

Важнейшими процедурами являются операции абстрагирования и обобщения, анализа и синтеза. Как воображаемая модель, так и воображаемое представление - продукт одних и тех же форм деятельности.

Представление выступает в качестве воображаемой модели лишь при условии реализации им функции замещения, репрезентации.

Реализация модельной функции наглядных представлений обязательно требует их внешнего выражения в каких-то материальных средствах (схема, чертежах, изображениях), благодаря чему они становятся общедоступными и коммуникабельными.

Наглядность не сводится ни непосредственно к наблюдаемости, ни к воспроизведению результатов наблюдения.

Воспроизводить можно лишь то, что было наблюдаемо.

Специфическая особенность воображаемых моделей при отражении наблюдаемых структур состоит в том, чтобы выделить в объекте некоторые элементы и с их помощью воссоздать характер внутреннего строения объекта.

Следует отметить, что наглядные модели элементарных частиц являются моделями, в которых присутствует элемент символичности. В качестве строительного материала при создании моделей использовали условные элементы.

Наиболее удобными здесь оказались корпускулярные характеристики, которые и принимаются при построении моделей атомов и элементарных частиц.

Модель такого вида является символом.

Поскольку символ выступает формой организации воображения, его многозначность делает воображение незаменимым компонентом творчества.

Существует группа воображаемых моделей, выступающих результатом отвлечения от целого тех частей предмета, которые вызывают интерес в практической и познавательной деятельности. Это модели, создаваемые в процессе формирования абстрактных и идеальных объектов.

Процесс абстрагирования при построении моделей, называемый идеализацией, состоит в мысленном конструировании объектов, не существующих в действительности, но имеющих свой прообраз в объективной реальности (идеальный газ, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело и так далее). Процесс построения идеализированных объектов складывается из мысленного выделения какого-либо условия существования или свойства изучаемого объекта и из изменения и постепенного сведения к минимуму или максимуму действия данного условия или свойства.

Будучи разновидностью моделей, такие построения отличаются от других моделей тем, что они не возможны в действительности в той форме, которая предусматривает выполнение условий идеализации.

Доведение до конца процесса идеализации не означает завершение познания, а лишь закрепление результата идеализации в виде определенной модели, подлежащей дальнейшему исследованию, экспериментальной проверке и так далее.

Воображаемая модель выступает здесь в качестве важного средства движения познания от конкретной действительности к ее абстрактному отражению и от абстракции к более конкретному, всестороннему знанию, воспроизведению действительности в сознании человека.

Особенность воображаемой модели как формы научного познания - в сочетании двух взаимосвязанных функций: изображения и обозначения, символизации, что позволяет ей быть своеобразным носителем обобщенного содержания мысли. Это возможно потому, что наглядное содержание способно служить средством выражения отвлеченной мысли.

Использование модели в процессе познания заключается в том, чтобы вскрыть ее внутренний смысл, который можно перенести на объект исследования.

Подобно тому как знаковая форма языка важна не сама по себе, а в качестве носителя определенной информации, так и чувственно-наглядные элементы модели имеют значение, прежде всего как носители информации, обобщенного знания, выходящего за рамки наглядных характеристик самого образа. По своей внутренней структуре воображаемая модель является системой знаний, в которой чувственно-наглядные компоненты играют роль элементов, а рационально-логические - роль программы, определяющей порядок связи и синтеза этих элементов.

Наполняя чувственный образ определенным смыслом и значением, которые соответствуют экспериментально установленным фактам и измерениям, исследователь вносит в него некоторое количество добавочной информации, которая затем экстраполируется на предмет исследования.

Помимо эвристической роли, которую успешно выполняют многие удачно подобранные или сконструированные мысленные модели, они удовлетворяют еще и внутренней психологической потребности человека в том, чтобы наглядная картина объекта познания постоянно находилась пред его мысленным взором.

Наглядные модели расширяют и обогащают отвлеченную мысль, придавая ей силу конкретности, связывая ее с эмпирическим фундаментом знаний.

Воображаемая модель - важная форма научно-исследовательского творческого мышления и эффективное средство получения новых знаний о мире.

Заключение Объектом моего исследования было воображение. Я стремились выявить его место и роль в структуре познания.

Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.

Воображение есть способность субъекта продуцировать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем, что прямо ему не дано.

Основания для возникновения и развития воображения раскрываются при анализе процесса целеполагания . Выдвижение целей, целеполагание и воображение взаимосвязаны.

Прежде чем создать что-либо, субъект предваряет результат идеально в виде плана. В цели зафиксировано значение создаваемого.

Воображение формируется как познавательная деятельность, позволяющая субъекту осуществлять целеполагание . Действительная природа воображения понимается как форма отражения действительности.

Воображение - это образ предметов и явлений, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком.

Основная его функция состоит в преобразовании опыта в соответствии с целями, задачами и потребностями человека.

Характерная черта воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, протекающим при активной деятельности субъекта и подчиненным осознаваемой задаче - научной, художественной, практической. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, необходимо соблюдение субъектом ряда ограничительных условий. В самом широком смысле воображение можно определить как процесс преобразования наглядных образов на основе логических понятий и формирования образов ранее частично или полностью не воспринимавшихся явлений.

Особенность структуры воображения состоит в том, что в нем обязательно имеет место органическое единство чувственного и логического моментов.

Поскольку функции воображения состоят в конструировании идеального объекта, оно (воображение) включает в себя логическую деятельность.

Воображение существует в связи с наглядным образом при ведущей роли мышления, которое рассматривается как программа, определяющая течение процесса преобразования наглядного образа.

Деятельность воображения связана проблемной ситуацией. Ее разрешение состоит в создании некоторого предвосхищения искомого решения путем построения гипотез, планов.

Важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему средствам формирования нового знания. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую.

кадастровая стоимость в Москве
оценка стоимости дома в Курске
оценка стоимости гаража в Твери