Внимание! diplom-portal.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
ДИПЛО​МНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

  diplom-portal.ru

Заказать курсовую работу

ОФОРМИ ЗАКАЗ В ОДИН КЛ​ИК

Спасибо! Ваше сообщение отправлено.
Отправка не удалась. Пожалуйста, исправьте ошибки и попробуйте еще раз.
 8-800-452-92-57
  • лучшие исполнители
  • оставлено отзывов - 1200

Общая терминология программирования

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Следует обратить внимание, что при правовом анализе несостоятельности (банкротства) кредитных организаций особенности можно заметить и в источниках нормативно-правового регулирования исследуемых право

История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обуче

Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида

Особую значимость приобретает реализация этой проблемы при обучении умственно отсталых детей умению связно и последовательно излагать свои мысли в устной и в письменной форме. Как известно, письменная

Физиология высшей нервной деятельности

Пособие предназначено для студентов-психологов, биологов, изучающих основы высшей нервной деятельности. Рецензент В.Ф. Киричук , академик МАН ВШ, РАМТН, доктор медицинских наук, профессор УДК 612.8(0

Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала

Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала» ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый курс началь

Художественная обработка металлов

Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла

Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений

Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ Профсоюзные организации студентов в России стали массово появляться в начале 90-х годов. В основном, это были: во-первых, трансформировавшиеся комсомольские

Политика монетаризма, цели, средства

Экономическая наука возникла в древнем мире, но не была самостоятельной. Ксенофонт 430-355г. до н.э. 1) отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле; 2) одобрял штрафы за накопление в личном

Скачать работу - Общая терминология программирования

Содержание TOC o '1-3' h z u 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ .. PAGEREF _Toc53299892 h 3 1.1 Данные, информация, знания, логика . PAGEREF _Toc53299893 h 3 1.2 Информационные ресурсы, теория информации, информатика . PAGEREF _Toc53299894 h 7 2. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ .. PAGEREF _Toc53299895 h 12 3 ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ .. PAGEREF _Toc53299896 h 17 4 СВЯЗАННЫЕ С ПРОГРАММИРОВАНИЕМ ТЕРМИНЫ .. PAGEREF _Toc53299897 h 28 5 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОГРАММИРОВАНИЯ .. PAGEREF _Toc53299898 h 30 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 1.1 Данные, информация, знания, логика ДАННЫЕ [ data , information ] Сведения, факты, показатели, выраженные как в числовой, так и в любой другой форме.

Указанный в скобках англоязычный эквивалент термина показывает, что он весьма часто рассматривается как синоним термина 'информация'. Так, словосоче тание ' data system ' и производные от него могут соответствовать одному из сов сем не однозначных, хотя и связанных между собой понятий — 'система данных' и 'информационная система'. Аналогичное явление прослеживается при русскоязычном использовании этого термина.

Например, в одном из изданий 'Словаря терминов по информатике' данные трактуются как 'информация, представляющая собой сведения'), а в ГОСТ 15971—84 — как 'информация, представленная на материальных носителях'. В целях смыслового разделения понятий 'информация' и 'данные' Ассоциа ция стандартов Франции (АФНОР) дает следующее определение: 'Данные — факт, понятие или инструкции, представленные в условной форме, удобной для пересылки, интерпретации и обработки человеком или автоматизированными средствами'. Согласно другому определению этого термина: 'Данные — некоторый факт, то, на чем основан вывод или любая интеллектуальная система'. Компонентами данных являются цифры и символы естественного языка или их кодированное представление в виде строки двоичных битов. ИНФОРМАЦИЯ [ Information от лат. Informatio — разъяснение, осведомление] Данный термин и отражаемое им понятие являются сегодня одними из самых распространенных.

Сказанное относится к их использованию как на бытовом, так и профессиональном уровнях.

Существует множество различных определений этого понятия, например, такие: 'Информация — содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени...'. 'Информация — сведения, подлежащие передаче'. 'Информация — это значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, используемых для их представления'. 'Информация — содержание, значение данных, которое видят в них люди.

Обычно данные состоят из фактов, которые ставятся 'информацией' в определен ном контексте и понятны людям'. Следует упомянуть здесь также классическое определение К. Шеннона, в со ответствии с которым информация — это то, что сокращает степень неопределен ности (у Шеннона — энтропии) у ее адресата о каком-либо объекте (в том числе явлении, передаваемом сигнале и т. п.). Другими словами, по Шеннону, информа ция — это то, что увеличивает степень знания ее адресатом интересующих его объектов окружающего мира. В указанном контексте количество информации можно даже рассчитать, например, по увеличению вероятности успешного реше ния поставленной задачи.

Список определений можно продолжить и дальше. С чем же связано различное представление понятия 'информация'разными его пользователями, включая про фессионалов? Во-первых, его сложной и неоднозначной сущностью, которая к тому же имеет тенденцию достаточно быстро изменяться в ходе научно-технического прогресса.

Например, в 1992 г. в журнале НТИ в статье одного уважаемого автора достаточно убедительно доказывался тезис о том, что информация отнюдь не всегда повыша ет вероятность успешного решения некоторых прикладных задач. Во-вторых, с тем, что цитируемые и другие определения этого понятия вычленяют только те его признаки, которые служат достижению конкретных целей или соответствуют контексту документов, в которых они опубликованы. Так, наука ки бернетика, расширенно толкуя понятие 'информация', вывела его за пределы че ловеческой речи и других форм коммуникаций между людьми, связав его с целенаправленными системами любой природы — биологической (биотоки в организ мах, связи в гинетических механизмах и т. п.), технической (сигналы в электричес ких сетях) и социальной (движение человеческих знаний в общественных системах). Мы остановимся только на тех признаках понятия 'информация', которые необ ходимы большинству наших читателей, а также тем или иным образом преимуще ственно связаны с библиотечной и информационной сферами деятельности.

Кратко эти признаки можно сформулировать следующим образом: 'Ин формация — это сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на опре деленном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес и материализованные в форме, удобной для использования, пере дачи, хранения и/или обработки (преобразования) человеком или автоматизированными средствами'. Если на бытовом уровне смешение понятий 'данные' и 'информация' вполне допустимо, то для профессионалов это может привести и приводит к серьезным последствиям. Чтобы стать информацией, данные должны правильно отражать объекты опи сания, в противном случае мы будем иметь дело с дезинформацией (англ. — false information , misleading information ). Сама по себе 'правильность отраже ния действительности' в соответствии с теорией познания всегда носит условный характер, поскольку связана с уровнем развития знаний на данном этапе развития общества или отдельных его социальных групп и индивидуумов. Так, состав и точ ность данных, которыми владеют или которые необходимы различным организа циям и лицам об одном и том же объекте, будут существенно различаться в зави симости от образовательного, возрастного, социального статусов субъекта ин формирования, а также целей их использования (например, для повышения общей эрудиции или для решения научных, технических, производственных, коммерческих и других задач). В указанном плане данные для одного субъекта представляю щиеся вполне точными, для другого могут оказаться грубой 'дезой'. Чтобы стать информацией, данные должны представлять для субъекта информирования определенный интерес и новизну.

Последнее означает, что они должны быть для него связаны с необходимостью решения каких-либо практических или других задач и сокращать 'степень неопределенности' об объекте интере са (вспомним определение К. Шеннона). Информация, помимо того, что она ад ресно прибавляет знания об интересующем объекте, должна доставляться свое временно.

Например, сообщение о том, что 'сегодня в городе проливной дождь, гололед (или другие напасти)', полученное нами после того, как мы уже вышли из дома и промокли или забуксовали на дороге, информацией не является, как не яв ляется информацией и сообщение о погоде, скажем, в Чили или деревне Гадюки но, если там не живут наши близкие родственники и мы не собираемся туда ехать. Для нас эти данные являются тем, что в информатике принято называть 'инфор мационным шумом'. Однако для кого-то в зоне действия средств массовой ин формации (кто еще не вышел на улицу или живет в упомянутых местах) эти же све дения — информация. 'Информационным шумом' являются также сообщения и данные, не пред ставляющие новизны для субъекта информирования (другими словами, этими данными он уже владеет). Вспомним в этой связи часто повторяющуюся и вызыва ющую только раздражение рекламу даже нужных нам товаров и услуг! Приведенные примеры, носящие откровенно бытовой характер, могут быть за менены другими из любой сферы деятельности человека. Смысл их от этого не из менится: данные, переданные не по назначению, не своевременно или не пред ставляющие новизну, являются информационным шумом.

Понятие 'информационный шум' может быть также распространено на данные, 'не удобные' для 'использования, передачи, хранения и/или обработки', поскольку и в этом случае они приводят к бесполезным, а возможно, и вредным затратам материальных, временных и других ресурсов.

Подводя итог сказанному, можно существенно сократить определение понятия информации: 'Информация — это данные, необходимые или полезные тому, кому они передаются'. Широкоупотребительными являются случаи применения сочетаний тер мина 'информация' с различными прилагательными, когда: 1. Сведения или данные, полученные в процессе какого-либо вида деятельно сти, отражают результаты этого вида деятельности или имеют отношение к ней и предназначены для справочно-информационного обслуживания и/или инфор мационного обеспечения заинтересованных пользователей, напри мер, научно-техническая информация [ scientific - technical information ], юридическая информация [ juridical information ], патентная информация [ patent information ] и т. п. 2. Сведения или данные имеют определенное назначение, например: справочная информация [ reference information ] — сведения или данные для выдачи справок о чем то; сигнальная информация [ alert information , current awareness information ] — информация, предназначенная для быстрого предварительного оповещения. 3. Словарная статья определяет характер, принадлежность, форму или вид дан ных, используемых в информационном процессе, например: априорная информация [ aprior information ] и апостериорная информация [ aposterior information ] — соответственно данные, имевшиеся до проведения ка кого-либо опыта или другого действия, и сведения, полученные после его выпол нения; коммерческая информация [ commercial information ] — данные, сведения и содержащие их документы, являющиеся объектом продажи их собственником; личная информация [ private information ] — сведения (данные) о гражданах и организациях, затрагивающие их интересы и запрещенные для распространения без их согласия; библиографическая информация [ bibliographic information ] — библиогра фические данные, описания и их перечни; графическая информация [ graphical ( pictorial , image , pattern ) informa tion ] — сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов; ретроспективная информация [ retrospective information ] — сведения, содер жащиеся в накопленных более чем за два года массивах данных или полученные в результате поиска в этих массивах (так называемого ретроспективного поиска). 4. Словарная статья характеризует средства закрепления, отображения и/или передачи данных, например: документальная информация [ documentary information ] — сведения, закрепленные на каком-либо материальном носителе; содержание документа или текста; устная информация [ oral information ] — содержание устного сообщения и т. п. ЗНАНИЯ [ knowledge ] Совокупность сведений (данных или программ), отражающих знания человека — специалиста (эксперта) в определенной предметной области — и предназначенных для хранения в базах знаний.

Знания отражают множество возможных ситуаций, связанных с состоянием и конкретной реализацией объектов определенного типа, способы перехода от одного описания объекта к другому. Для знаний характерны внутренняя интерпретируемость, структурированность, связанность и активность.

Условно можно записать, что 'знания = факты + убеждения + правила' . ЛОГИКА [ logic ] Наука о законах и формах мышления, методах познания и условиях определе ния истинности знаний и суждений.

Нечеткая логика [ fuzzy logic ] — (в математике и вычислительных систе мах) форма представления знаний или данных, связанных с описанием различных объектов понятиями вида 'тяжелый', 'громкий', 'горячий' и т. п., имеющими неточ ные значения. Более строгое определение значения указанных понятий возможно только с привлечением ряда дополнительных сведений или данных, входящих в не четкие множества и составляющих перечни дополнительных данных или условий.

Примером может служить определение: 'для кого и при каких условиях объект мо жет быть отнесен к классу тяжелых' (мужчины или женщины, их вес, возраст, вес г руза и т. п.). Центральным понятием нечеткой логики является понятие 'вероятность члена множества', которая определяет степень правомерности отнесения данного члена к указанному множеству.

Например, для члена нечеткого множества, (вносящего предметы к тяжелым, вес 20 кг может иметь такое значение с вероятност ью 90% для миниатюрных женщин и, скажем, только 20% для мужчин.

Нечеткая логика широко используется в различного рода экспертных систе мах для автоматизированного принятия решений, близких к человеческим, на основе адекватного реагирования на сигналы, поступающие от связанных .с ними, датчиков, а также команды с пульта правления 1.2 Информационные ресурсы, теория информации, информатика ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ (ИР) [ information resources ] В общем случае под ИР понимается совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении. ИР отражают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате науч ных исследований и разработок или других видов целенаправленной деятельнос ти в различного рода документах (например, отчетах по НИР, патентах, проектно-конструкторской документации, массивах данных и т. п.), понятиях и суждениях, а также более сложных моделях действительности.

Данный термин начал широко использоваться в конце 70-х — начале 80-х гг. в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, от дельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т. д.), а также от уровня развития и использования средств переда чи и переработки информации. С ним связаны термины: национальные инфор мационные ресурсы (в том числе государственные и негосударственные информационные ресурсы), информационные ресурсы территориально-ад министративных образований, фирм (организаций), их подразделений и т. п. В современном обществе ИР относятся к материальным и наиболее важным видам ресурсов, определяющих экономическую, политическую и/или военную мощь их владельца. В подтверждение этого тезиса можно привести ставший клас сическим пример с Японией: страна, практически лишенная природных ресурсов и обладающая весьма скромными людскими ресурсами, является крупнейшим в мире производителем и экспортером не только изделий микроэлектроники, но и такой материалоемкой продукции, как автомобили и супертанкеры.

Отличием ИР от других материальных видов ресурсов (например, полезных иско паемых) является их воспроизводимость. Как и другие виды ресурсов, ИР являются объектами импорта-экспорта, а также конкуренции, политической и экономической экспансии.

Следует отметить, что границы понятия ИР в настоящее время четко не ус тановлены. Так, некоторые ученые включают в его толкование также степень профес сиональной подготовки общества или его части, а также способность воспроизводить и использовать ИР. Другие ограничивают ИР только совокупностью зафиксированных в документах и данных сведений, 'представляющих ценность для учреждения (пред приятия)' или, добавим, другого владельца ИР. Заметим, что в последнем случае в понятие ИР не включены средства передачи и переработки информации. Не будем спорить ни с теми авторами, ни с другими, хотя признаемся, что нам кажется более предпочтительным более широкий подход к определению этого очень важного и интересного понятия. Для тех читателей, которые интересуются данной проблемой, рекомендуем прочитать монографию Г. Р. Громова.

Виртуальные (информационные) ресурсы [ virtual resources ] —информа ционные ресурсы других организаций, предприятий, фирм и т. п., доступные пользователям в режиме теледоступа по каналам глобальной связи, например Интернета. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ [ information theory ] Раздел кибернетики, изучающий общие стороны процессов передачи, хранения, извлечения и классификации информации различной природы (в том числе биологической, технической, социальной и др.) независимо от ее семантического (смыслового) содержания. Общим средством анализа, описания и количественной оценки исследуемых процессов теории информации является ее математический аппарат, представляющий собой основу разрабатываемых и используемых теорий и методов.

Важнейшей частью теории информации является теория передачи информации [ theory of communication ], основоположником которой является американский математик К. Шеннон.

Основными понятиями этого раздела теории яв ляются: энтропия (количественная мера неопределенности ситуации, слово 'эн тропия' произошло от греческого 'поворот', 'превращение') и количество информации, измеряемое величиной изменения энтропии в условиях, связанных с получением информации. С использованием этих понятий выражается пропу скная способность канала связи между источником информации и ее адресатом, равная максимально допустимой скорости передачи информации со сколь угодно малой вероятностью ошибки.

Составной частью теории информации является также теория кодирования (теория оптимального кодирования), рассматривающая вероятностные аспекты проблем кодирования и декодирования информации.

Большой вклад в разра ботку теории информации внесли отечественные ученые: А. Н. Колмогоров, А. Я. Хинчин, Р. Л. Добрушин, В. А. Котельников, А. А. Харкевич и др.

Возрос шая необходимость не только количественного, но и содержательного анализа ин формационных процессов привела к появлению новой науки — информатики. ИНФОРМАТИКА [ informatics , information science ] Наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной те хники.

Возникла как дополнение и конкретизация теории информации из пот ребностей автоматизации социально-коммуникативных процессов и начала фор мироваться в 70-е гг. как научная база использования электронных вычислительных машин в управлении, науке, проектировании, образовании, сфере услуг и т. д.'. Как всякая относительно новая и быстро развивающаяся отрасль знания, не только свя занная с социальной сферой, но и широко использующаяся в ней, информатика по лучила в последние годы множество толкований, и не все они однозначны.

Наибольшие противоречия связаны с той частью данного понятия, которая опре деляет его семантические границы распространения. В качестве примера приве дем другое определение: 'Информатика — отрасль знания, изучающая закономер ности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения документальной информации и определяющая оптимальную организацию информационной работы на базе современных технических средств'. Видимые отличия цитируемых определений заключаются, в частности, в том, что второе ограничивает понятие 'информатика' технологическими про цессами, входящими в функции информационных органов, а также докумен тальной информацией.

Следует отметить, что, несмотря на давность этого определения (1971), оно практически действует и в настоящее время в среде ра ботников информационных органов и служб, в недрах которых изначально и было порождено. Еще один подход связан с организациями, подведомственными Комитету по информатизации России, который основное внимание акцентирует на инструмен тальных (программных и технических) средствах информатики и информатизации: 'ИНФОРМАТИКА [ informatics , computer science ] — ...группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программирование, программное обеспечение, искусственный интеллект, архитектура ЭВМ, вычислительные сети'. Анализируя сказанное, мы склонны предпочесть вариант 'кибернетиков' как более объективный и полный. В целях более глубокого понимания нашими читателями указанного термина продолжим выборочное цитирование соответствующей статьи 'Словаря по кибер нетике': '...Важнейшими категориями информатики являются понятия информа ционных сред (социальных подсистем, в которых осуществляются информацион ные процессы и куда внедряются ЭВМ как усилители человеческого интеллекта), полного информационного цикла (включающего зарождение информации, ее пе реработку, передачу, использование для снижения энтропии рассматриваемой социальной системы), полезной работы (отдачи) ЭВМ. Отдача ЭВМ, коэффициент полезного действия зависят от уровня функцио нирования социальной среды, в которой они задействованы. — ее упорядоченности, системности. условий для творческой деятельности людей, сложности и важнос ти задач, решаемых с помощью машин.

Информатика не заменяет собой кибер нетику, теорию информации, электронику, системотехнику, а взаимодействует с ними, имея ряд общих проблем.

Интегральный характер информатики заключает ся также в ее взаимодействии с такими дисциплинами, как теория познания, се миотика, лингвистика, документалистика, библиотековедение'. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ [ information technology ] Комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффек тивности и производительности труда.

Информационная технология (ИТ) является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной дея тельности человека и общества.

Развитие ИТ в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств авто матизации информационных процессов. В зависимости от степени использова ния этих средств ИТ условно разделяют на традиционную и современную. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СИО) Можно кратко сформулировать сущность понятия СИО как 'совокупность про цессов по удовлетворению информационных запросов потребителей информации'. Данное определение СИО взято из отечественного стандарта и расширено нами с научно-технической информации на любой вид информации.

Характерной особенностью СИО является его преимущественная ориентация на выявленные устойчивые или длительно существующие информационные по требности определенных групп пользователей.

Реализация СИО пред полагает выполнение библиотеками и информационными органами достаточно стандартизированных в рамках организаций видов работ по комплектованию справочно-информационных фондов, их каталогизации, созданию и ведению баз данных (БД), поиску и распространению информации по заявленным в форме 'запросов' или 'подписки' на обслуживание потребностям пользователей и т. п. В отличие от справочно-библиографического обслуживания (СБО), ориентирован ного на предоставление пользователям (в том числе читателям) сведений библио графического характера, СИО распространяется на подготовку и выдачу заинтересованным лицам и организациям данных любого вида. В указанном контексте СБО можно рассматривать как одну из разновидностей СИО. По своим основным признакам СИО может быть отнесено к категории сравнит ельно недорогих массовых или стандартных видов услуг. Оно не предусматрива ет возможности удовлетворения потребностей слишком привередливых или не вписывающихся в общий ряд 'сложных' клиентов, нуждающихся в индивидуальной подготовке документов и данных, а также в специальном порядке и сроках их пре доставления.

Необходимость устранения указанного недостатка привела к появлению друго го режима обслуживания и связанного с ним понятия — 'информационное обес печение'. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ИО) 1. ГОСТ 7.27—80 трактует ИО как 'совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной научно-технической информации (НТИ) для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их решения'. Отдавая должное уважение времени и специалистам, породившим этот термин, отметим, что жизнь требует его более расширенного толкования. На наш взгляд, ограничение ИО только научно-технической составляющей должно быть снято, как и состав задач, на которые оно распространяется. В этом случае понятие 'ИО' по лучит следующее определение: 'ИО — совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических, производственных, коммерческих и других задач в соответствии с этапами их ре шения'. 2. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ АЛГОРИТМ [ algorithm ] 1. Последовательность действий (операций) и правил их выполнения или ко манд, предназначенных для решения определенной задачи или группы задач. 2. Предписание, определяющее ход вычислительного процесса, связанного с преобразованием данных от некоторого их исходного состояния к требуемому ре зультату.

Формальные описания алгоритмов аналогичны представлениям основ ных частей программ, которые их реализуют, поэтому многое, что относят к описа нию конкретных программ, применимо к алгоритму, и наоборот.

Некоторые виды алгоритмов Адаптивный алгоритм [ adaptive algorithm ] — алгоритм, обладающий свой ством настраиваться на условия применения.

Линейный алгоритм [ serial algorithm ] — алгоритм, не содержащий ветвей и циклов, все элементы которого выполняются последовательно.

Логический алгоритм [ logical algorithm ] — алгоритм решения логической задачи.

Алгоритм маршрутизации [ routing algorithm ] — алгоритм решения задачи определения оптимального пути, по которому будут передаваться данные в комму никационной сети.

Параллельный алгоритм [ parallel algorithm ] — алгоритм, в котором часть или все операции независимы и могут выполняться одновременно (параллельно). Последовательный алгоритм [ sequential algorithm ] 1. Алгоритм, все действия которого выполняются последовательно. 2. Алгоритм обслуживания, реализующий принцип очереди — 'первый на входе — первый на выходе' [ FIFO — First Input — First Output ]. Циклический алгоритм [ round - robin algorithm ] — алгоритм обслуживания в системах с разделением времени, при котором задача, использовавшая выделен ный ей ресурс времени центрального процессора, прерывается и помещается в конец очереди. ПРОГРАММА [program, routine] 1. Последовательность операций, в том числе нескольких параллельных, вы полняемых ЭВМ для достижения поставленной цели или задачи. 2. Описание на языке программирования или в машинном коде действий, которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкрет ной задачи или группы задач (синоним — машинная программа). 3. Упорядоченная последовательность команд, подлежащих обработке.

Некоторые понятия, связанные с термином 'программа' Машинная программа [ computer ( machine ) program ] — программа, напи санная на машинном языке (в машинном коде). Структура программы [ program structure ] — общая схема построения программы, рассматривающая ее составные компоненты (программные блоки) и взаимосвязи между ними.

Спецификация программы, программная спецификация [ program specifi cation ] — точная и полная формулировка определенной задачи или группы задач, содержащая сведения, необходимые для построения ее алгоритма (программы) или решения.

Содержит описание результата, который должен быть достигнут с по мощью конкретной программы, а также того, что для достижения этого результата программа должна делать без упоминания, как достигнут указанный результат.

Верификация программы [ program verification ] 1. Установление любым корректным методом факта соответствия программы заданным целям ее создания или приобретения — установление правильности программы. 2. Формализованный контроль или проверка работоспособности программы.

Отладка программы [ debugging ] — обнаружение, локализация и устранение ошибок в компьютерной программе.

Отладчик [ debugger ] — программа, предназначенная для анализа поведения другой программы, обеспечивающая ее трассировку (отслеживание и распечатку выполняемых программой команд, изменений переменных или данных о других событиях, связанных с выполнением программы), останов в указанных точках или, при выполнении указанных условий, просмотр и изменение ячеек памяти, регист ров процессора и команд программы.

Трассировка [ trace ] — метод проверки правильности функционирования программ при их выполнении путем отображения изменений всех значений перемен ных. Этим достигается сокращение поиска ошибочных команд, из-за которых пе ременные принимают неверные значения.

Трассировка выполняется при помощи ввода в проверяемую программу специальных команд или с использованием специальных сервисных программ.

Тестирование программы [ program testing ] — проверка программы в рабочих условиях с некоторым специально созданным (тестовым) массивом данных в целях определения ее работоспособности в соответствии с заданными критериями оценки.

Испытания программы [ program verification and validation ] — всесторонняя (по формализованным признакам — ' Verification ' и общей субъективной оцен ке — ' Validation ') проверка и тестирование программы при сдаче ее в эксплуата цию или аттестации. ПОДПРОГРАММА [ subroutine ] Небольшая часть программы, связанная с реализацией какой-либо повторяющейся функции, процедуры или операции и вызываемая для выполнения из разных мест программы. Б зависимости от того, являются ли подпрограммы частью разработки исполь зующей их программы или заимствуются из других программ, они подразделяют ся на внутренние подпрограммы [ internal subroutines ] и внешние подпро граммы [ external subroutines ]. В качестве последних могут использоваться и так называемые стандартные подпрограммы или программы [ standard subrou tines , standard programs ] — программы, помещенные в библиотеку программ 1 . ПРОГРАММИРОВАНИЕ [programming] Совокупность процессов, связанных с разработкой программ и их реализа цией. В широком смысле к указанным процессам относят все технические опера ции, необходимые для создания программ, включая анализ требований, все ста дии разработки, а также реализации в виде готового программного продукта. В уз ком смысле под программированием часто понимают только процессы выбора структуры, кодирования и тестирования программ. В зависимости от назначения и/или способа написания программ различают: Прикладное программирование [ application programming ] — разработка и отладка программ для конечных пользователей, например бухгалтерских, обработки текстов и т. п.

Системное программирование [ system programming ] — разработка средств общего программного обеспечения, в том числе операционных систем, вспомогательных программ, пакетов программ общесистемного назначения, например: автоматизированных систем управления, систем управления база ми данных и т. д.

Декларативное (логическое, продукционное) программирование [ declarative programming , logical programming ] — метод программирования, пред назначенный для решения задач искусственного интеллекта. В указанном кон тексте программа описывает логическую структуру решения задачи, указывая пре имущественно, что нужно сделать, не вдаваясь в детали, как это делается.

Исполь зуются языки программирования типа Пролог.

Объектно-ориентированное программирование, объектное программи рование, ООП [ OOP — Object - Oriented Programming ] — метод программиро вания, основанный на использовании концепции объекта, абстрагирующего конкретные его реализации в предметной области. При этом данные тесно связыва ются с выполняемыми над объектами процедурами.

Например, круг на экране монитора может рассматриваться как объект, данные о котором характеризуют по ложение (координаты) центра, величину радиуса, толщину и цвет линии.

Процеду ры, связанные с этим объектом, — перемещение, изменение размера, стирание и т. д.

Объектно-ориентированное программирование разрабатывалось и усовер шенствовалось в 1960—1970-х гг. В настоящее время используется в ряде языков программирования высокого уровня (Си++, Java , Смолток, ObjectLisp и др). В начале 90-х гг. была выявлена потребность в выработке единых специфика ций, которые должны позволить программным продуктам различных фирм взаимо действовать друг с другом в общей информационной среде.

Решение указанной задачи взяла на себя фирма OMG (США). Выработанная ею идеология 'Бизнес-объ екта' к 1997 г. получила достаточно широкое распространение при выработке промышленных программных приложений.

Основу этой идеологии составляет 'Об щая архитектура брокера объектных запросов' — COBRA ( Common Object Request Broker Architecture ), центральной частью которой является специфика ция на программный продукт ( ORB — Object Request Broker ), представляющий со бой набор доменов или динамических библиотек, обеспечивающих взаимодейст вие различных программ в распределенной компьютерной среде. Кроме того, фир ма OMG разработала спецификации обмена данными между брокерами различных фирм-производителей — GIOP ( General Inter ORB Protocol ), а с той же целью для Internet — HOP ( Internet Inter ORB Protocol ). Поддержкой и развитием бизнес-объ ектной технологии занимается организованный в рамках OMG специальный коми тет — BODTF ( Business Object Domain Task Force ). В 1998 г. этим комитетом была выпущена спецификация ( BOCA — Business Object Component Architecture ), регламентирующая построение программных систем из компонент-объектов, со зданных на основе технологии CORBA / IIOP . Подробнее см. [407, 423, 434]. Параллельное программирование [ concurrent programming ] — разработка программ, обеспечивающих одновременное (параллельное) выполнение операций, связанных с обработкой данных.

Процедурное (процедурно-ориентированное) программирование [ proce dure - oriented programming ] — метод программирования, в соответствии с кото рым программы пишутся как перечни последовательно выполняемых команд. При этом используются процедурно-ориентированные языки программирования.

Структурное программирование, модульное программирование [ structured programming , modular programming ] — метод написания программ не большими независимыми частями — модулями, каждый из которых связан с ка кой-либо процедурой или функцией. При этом результирующая программа орга низуется в виде совокупности взаимосвязанных по определенным правилам модулей. Это упрощает разработку сложных программных продуктов и их тестиро вание.

Функциональное программирование [ functional programming ] — метод программирования, основанный на разбиении алгоритма решения задачи на от дельные функциональные модули, а также описании их связей и характера взаимо действия. Для функционального программирования наиболее широко использу ются языки НОРЕ и ML . Элементы функционального программирования реализуются также другими языками, например Си.

Эвристическое программирование [ hueristic programming ] — метод про граммирования, основанный на моделировании мыслительной деятельности чело века.

Используется для решения задач, не имеющих строго формализованного алгоритма или связанных с неполнотой исходных данных. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПО [ software ] Совокупность программных средств, управляющих работой ЭВМ и/или автоматизи рованной системы, а также документация, необходимая для эксплуатации этих средств.

Различают общее и прикладное (специальное) программное обеспечение. ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ [ program documentation ] Комплект документов, содержащих полное описание программы и необходимый состав сведений для ее распространения (в том числе продажи) и использования. 3 ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ [ programming language ] Формализованный язык, предназначенный для описания программ и алгоритмов решения задач на ЭВМ. Языки программирования являются искусственными. В них синтаксис и семантика строго определены.

Поэтому они не допускают свободного толкования выражения, что характерно для естественного языка. Языки программирования разделяются на две основные категории — языки высокого уровня и языки низкого уровня. Язык высокого уровня [ high - level language ] — язык программирования, средства которого обеспечивают описание задачи в наглядном, легко восприни маемом виде, удобном для программиста. Он не зависит от внутренних машинных кодов ЭВМ любого типа, поэтому программы, написанные на нем, требуют перево да в машинные коды программами транслятора либо интерпретатора. К язы кам высокого уровня относят Фортран, ПЛ/1, Бейсик, Паскаль, Си, Ада и др. Язык низкого уровня, [ low - level language ] — язык программирования, пред назначенный для определенного типа ЭВМ и отражающий его внутренний машин ный код.

Различают также следующие виды языков программирования: Алгоритмический язык [ algorithmic language ] — совокупность символов, со глашений и правил, используемых для однозначного описания алгоритмов и обычно являющихся частью языка программирования.

Неалгоритмический язык [ nonalgorithmic language ] — язык программирования, тексты которого не содержат указаний на порядок выполнения операций и служат лишь исходным материалом для синтеза алгоритма решения задачи.

Формальный язык [ formal language ] — я зык программирования, построенный по правилам некоторого логического исчисления или формальной грамматики [ formal grammar ], представляющей собой систему правил построения в заданном алфавите конечных знаковых после довательностей, множество которых образует формальный язык.

Исходный язык [ source language ] — язык программирования, на котором написана программа, в отличие от машинного языка, на котором программы вы полняются компьютером.

Исходные языки классифицируются на языки высокого уровня и языки низкого уровня.

Машинный (абсолютный) язык, язык ЭВМ [ computer ( machine ) language ] — язык программирования, предназначенный для представления программ в форме, обеспечивающей возможность их выполнения техническими средствами.

Машинно-зависимый (машинно-ориентированный) язык, машинно-зависимый язык программирования [ computer - sensitive ( computer - oriented ) language ] — язык программирования, учитывающий структуру и характеристики ЭВМ определенного типа или конкретной ЭВМ. Машинно-независимый язык [ machine - independent language ] — язык программирования, структура и средства которого не связаны ни с какой конкретной ЭВМ и позволяют выполнять составленные на нем программы на любой ЭВМ, снабженной трансляторами (см. далее) с этого языка.

Символический язык, язык символического кодирования [ symbolic language ] — язык программирования, ориентированный на конкретные ЭВМ и основанный на кодировании машинных операций при помощи определенного набо ра символов.

Гибридный (комбинированный) язык [ hibrid language ] — язык програм мирования, использующий также и средства другого языка.

Графический язык [ graphic language ] — язык, предназначенный для написа ния программ машинной графики и пользования ими.

Базовый язык [base language] 1. Машинный язык, общий для семейства ЭВМ. 2. Язык программирования в СУБД с автономным языком. Общий язык [ common language ] — машинный язык, общий для группы ЭВМ и используемых ими внешних устройств.

Эталонный язык [ reference language ] — язык — основа для всех его конкрет ных версий, являющихся вариантами адаптации эталонного языка к определенным условиям применения и назначения. Язык ассемблера, ассемблер [ assembler language ] — универсальный язык программирования, относящийся к категории языков низкого уровня, структура которого определяется форматами команд, данными машинного языка и архи тектурой ЭВМ. Используется программистами в тех случаях, когда невозможно применение языка высокого уровня или требуются эффективные программы в машинных кодах.

Декларативный (непроцедурный) язык [ declarative ( nonprocedural ) lan guage ] — язык программирования, который позволяет задавать связи и отноше ния между объектами и величинами, но не определяет последовательность выпол нения действий (например, языки Пролог, QBE ). Императивный (процедурный) язык [ imperative language ] — язык програм мирования, который позволяет в явной форме (при помощи задания выполняемых операторов) определять действия и порядок (последовательность) их выполнения. Язык функционального программирования, функциональный язык [ func tional language ] — декларативный язык программирования, основанный на понятии функций, которые задают зависимость, но не определяют порядок вычислений.

Специализированный язык [ special language ] — язык программирования, ориентированный на решение определенного круга задач. Язык описания страниц [ PDL — Page Description Language ] — специализиро ванный язык, предназначенный для печатающих устройств.

Предусматривает воз можность использования изображений в формате, независимом от параметров уст ройства отображения.

Наиболее известным языком такого типа является PostScript . Автономный язык [ freestanding language ] — специализированный язык высокого уровня в замкнутых СУБД (см. 'СУБД с автономным языком'). Язык конструирования интерактивных технологий — в СУБД — язык, предназначенный для описания технологических процессов обработки данных с учетом разделения характера операций по их типам, а также обеспечения диалога с адми нистратором системы. Язык манипулирования данными, ЯМД [ DML — Data Manipulation Language ] — в СУБД — язык, предназначенный для обращения к базе данных и выполнения поиска, чтения и модификации ее записей. Язык обработки списков [ list language ] — специализированный язык, предназначенный для описания процессов обработки данных, представленных в виде списков объектов. Язык описания данных [ DDL — Data Description Language ] — язык, предназ наченный для описания концептуальной схемы базы данных. Язык описания хранения данных [ DSDL — Data Storage Description Language ] — язык, предназначенный для описания физической структуры (схе мы) базы данных. Язык описания страниц [ page description language ] — система для кодиров ки документов, которая позволяет точно описать ее внешний вид после подготов ки к выводу на печать или на дисплей.

Примером использования такого языка служит PDF ( Portable Document Format ), разработанный Adobe для хранения и пред ставления изображений страниц. Язык представления знаний [ KRL — Knowledge Representation Language ] — декларативный или декларативно-процедурный язык, предназначенный для представления знаний в памяти ЭВМ (например, языки Лисп и Пролог). Язык публикаций [ publication language ] — язык, используемый для публика ции алгоритмов и программ. Язык спецификаций [ specification language ] — декларативный язык для задания спецификаций программ.

Проблемно-ориентированный язык [ problem - oriented language ] — язык программирования, предназначенный для решения определенного класса задач (проблем). Процедурный (процедурно-ориентированный) язык [ procedure - oriented language ] — проблемно-ориентированный язык, облегчающий выражение про цедуры как точного алгоритма. Язык реального времени [ real - time language ] — язык, используемый для программирования задач, в которых критическим является время реакции ЭВМ на сигналы, требующие от нее немедленных действий (например, язык Ада). Язык управления пакетом [ batch control language ] — набор команд, ди ректив, квалификаторов и правил их использования для управления пакетной обработкой данных. Язык управления заданиями [ job - control language ] — язык, на котором за писывается последовательность команд, управляющих выполнением задания. Пред назначался для обучения программированию.

Отличается простотой, легко усваи вается начинающими программистами благодаря наличию упрощенных конструкций языка Фортран и встроенных математических функций, алгоритмов и операторов.

Существует множество различных версий Бейсика, которые не полностью совместимы друг с другом.

Некоторые реализации Бейсика включают средства обработки данных и наборов данных.

Большинство версий Бейсика используют интерпретатор, который преобразует его компоненты в машинный код и позволя ет запускать программы без промежуточной трансляции.

Некоторые более совер шенные версии Бейсика позволяют использовать для этой цели трансляторы. На IBM PC широко используются Quick Basic фирмы Microsoft , Turbo Basic фирмы Borland и Power Basic (усовершенствованная версия Turbo Basic , распространяемая фирмой Spectra Publishing ). В начале 1999 г. фирма Microsoft выпустила вер сию языка Visual Basic 6.0 ( VB 6.0), предназначенного для создания многокомпонентных программных приложений для систем уровня предприятий. Кобол [ COBOL — COmmon Business - Oriented Language ] — язык программи рования высокого уровня, разработанный в конце 1950-х гг. ассоциацией КАДАСИЛ для решения коммерческих и экономических задач.

Отличается развитыми средствами работы с файлами.

Поскольку команды программ, написанных на этом языке, активно используют обычную английскую лексику и синтаксис, Кобол рассматривается как один из самых простых языков программирования. В настоящее время ис пользуется для решения экономических, информационных и других задач. Лисп [ LISP — LISt Processing ] — алгоритмический язык, разработанный в 1960 г. Дж.

Маккарти и предназначенный для манипулирования перечнями эле ментов данных.

Используется преимущественно в университетских лабораториях США для решения задач, связанных с искусственным интеллектом. В Европе для работ по искусственному интеллекту предпочитают использовать Пролог. ЛОГО [ LOGO or греч. logos — слово] — язык программирования высокого уровня, разработан в Массачусетском технологическом институте ориентировоч но в 1970 г. для целей обучения математическим понятиям.

Используется также в школах и пользователями ПЭВМ при написании программ для создания чертежей на экране монитора и управления перьевым графопостроителем.

Паскаль [ PASCAL — акроним с французского — Program Applique a la Selection et la Compilation Automatique de la Litterature ] — процедурно-ориен тированный язык программирования высокого уровня, разработанный в конце 1960-х гг.

Никлаусом Виртом первоначально для обучения программированию в университетах.

Назван в честь французского математика XVII в. Блеза Паскаля. В своей начальной версии Паскаль имел довольно ограниченные возможности, поскольку предназначался для учебных целей, однако последующие доработки позволили сделать его хорошим универсальным языком, широко используемым в том числе для написания больших и сложных программ.

Существует ряд систем программирования на этом языке для разных типов ЭВМ. Для IBM PC наиболее популярной является система Turbo Pascal фирмы Borland (США). Пролог [ PROLOG — PROgramming in LOGic ] — язык программирования вы сокого уровня декларативного типа, предназначенный для разработки систем и программ искусственного интеллек та.

Относится к категории языков пятого поколения. Был разработан в 1971 г. в уни верситете г.

Марселя (Франция), относится к числу широко используемых и постоянно развиваемых языков.

Последняя его версия Prolog 6. Си [С] — многоцелевой язык программирования высокого уровня, разрабо танный Денисом Ритчи в начале 1970-х гг. на базе языка BCPL . Используется на мини-ЭВМ и ПЭВМ. Является базовым языком операционной системы Unix , од нако применяется и вне этой системы для написания быстродействующих и эф фективных программных продуктов, включая и операционные системы. Для IBM PC имеется ряд популярных версий языка Си, в том числе Turbo С (фирмы Borland ), Microsoft С и Quick С (фирмы Microsoft ), а также Zortech С (фирмы Symantec ). Многие из указанных версий обеспечивают также работу с Си и Си++ . Си++ [C++] — язык программирования высокого уровня, созданный Бьяр ном Страустрапом на базе языка Си.

Является его расширенной версией, реали зующей принципы объектно-ориентированного программирования.

Использу ется для создания сложных программ. Для IBM PC наиболее популярной является система Turbo C++ фирмы Borland (США). С# (С Sharp ) — 'Си Шарп' — объектно-ориентированный язык программи рования, о разработке которого в 2000 г. объявила фирма Microsoft . По своему характеру он напоминает языки C++ и Java и предназначен для разработчиков программ, использующих языки С и C++, для того, чтобы они могли более эффек тивно создавать Интернет-приложения.

Указывается, что С# будет тесно интегрирован с языком XML . Фортран [ FORTRAN — FORmula TRANslation ] — язык программирования высокого уровня, разработанный фирмой IBM в 1956 г. для описания алгоритмов решения вычислительных задач.

Относится к категории процедурно-ориентиро ванных языков.

Наиболее распространенными версиями этого языка являются Фортран IV , Фортран 77 и Фортран 90. Используется на всех классах ЭВМ. Послед няя его версия также применяется на ЭВМ с параллельной архитектурой. AppleScript — машинно зависимый (ориентирован на работу с ПЭВМ типа Macintosh фиры Apple ), близкий к естественному английскому язык программиро вания, предназначенный для автоматизации повторяющихся задач, преимущественно связанных с процессами компьютерной графики (в том числе обработки результатов сканирования, ввода изображений, цветоделения, составления катало гов, передачи печатных документов в World Wide Web и др.). Планировалась разработка версии этого языка для PowerPC . Clipper — язык высокого уровня и система программирования, предназначенные для разработки программ для ПЭВМ, преимущественно систем управления боль шими объемами данных.

Владельцем и разработчиком языка и систе мы Clipper является фирма Nantucket (США). Начало работ по их созданию связано с разработкой компилятора для dBase и относится к 1984 г. (год основания фирмы Nantucket Барри Ребеллом и Брайаном Расселом). Первые программные продукты Clipper — ClipperWinter '84 (май 1985 г.), ClipperWinter '85 (январь 1986 г.), МсМах (версия для ПК Macintosh — сентябрь 1986 г.) и ClipperSummer '87 (декабрь 1987 г.). Летом 1990 г. была выпущена версия языка Clipper 5.0, получившая широ кое распространение в России. Она реализует концепцию открытой архитектуры и представляет собой язык, компилятор и систему разработки программ для ПЭВМ, включающую набор команд и функций, препроцессор, компоновщик, набор утилит (в том числе отладчик и встроенную документацию). dBASE 1. Язык программирования высокого уровня, предназначенный для создания пакетов прикладных программ, связанных с манипулированием большими объема ми данных ( Xbase ). Первая версия языка dBASE II вышла в свет в начале 1980-х гг., в ав густе 1994 г. была выпущена версия dBASE 5.0 для Windows (подробнее см. [79]). 2. Семейство программ для ПЭВМ, предназначенное для манипулирования большими объемами данных. FoxPro — объектно-ориентированный язык, предназначенный для создания пакетов прикладных программ, в том числе для современных операционных си стем, например версия этого языка FoxPro for Windows . Об одной из последних версий этого языка — Visual FoxPro 3.0 фирмы Microsoft — см. в [84]. SGML ( Standardized General Markup Language ) — стандартизованный обоб щенный язык разметки.

Разработка языка была вызвана необходимостью создания средств описания документов и правил их построения. Для задания структуры документа используются специальные метки — тэги, которые отделяют друг от дру га элементы документа и файлы определения типа документа ( Document Type Definition — DTD ), выполняющие функции грамматики и определяющие структуру и содержание каждого элемента в документе.

Принят ISO в качестве стандарта в 80-е гг.

Сложность этого языка помешала ему лечь в основу первой спецификации для Web — HTML , которая стала производной от SGML [336]. HTML , html ( HyperText Markup Language ) — язык разметки гипертекста, разработан в исследовательском центре CERN в 1992 г. Он является производным от SGML . HTML устанавливает формат гипермедийных документов в сети WWW . HTML -документы представляют собой ASCII -файлы, доступные для просмотра и редактирования в любом текстовом редакторе.

Отличием от обычно го текстового файла является наличие в HTML -документах специальных команд — тэгов, которые указывают правила форматирования документа . Полное описание HTML можно получить по сетевому адресу: http :// www . access . digex . net /' werbach / barebone . html >. Версии языка HTML : 1. HTML 2.0 — стандарт был утвержден в ноябре 1994 г. организацией IETF ( Internet Engineering Task Force ). В нем были расширены возможности предыдущей версии языка, и он получил широкое распространение как у профессионалов, так и у любителей. 2. HTML 3.0 — проект версии языка был опубликован в марте 1995 г. В нем были произведены радикальные изменения предыдущих версий: включены дополни тельные возможности, включая таблицы, математические выражения и т. д. Это стало причиной того, что он не принят в качестве официальной спецификации и был заменен спецификацией HTML 3.2. 3. HTML 3.2 (кодовое наименование проекта ' Wilbur ') — был опубликован и начал широко использоваться с мая 1996 г., получил официальное утверждение и популярность из-за совместимости с HTML 2.0 1997 г. 4. HTML 4.0 (кодовое наименование проекта ' Cougar ') — последняя версия языка. В нем реализованы многие распространенные концепции Web -дизайна и приняты некоторые средства HTML 3.2. Самым значительным отличием HTML 4.0 от предыдущих версий является кодировка Unicode , тэг ' OBJECT ', позволяющий работать с мультимедиа (с видеоклипами и звуком) и др. 5. DHTML ( Dynamic HTML ) — динамическая HTML — развитие языка HTML для создания движущихся, находящихся в динамике, эффектов на Web -страницах. 6. XML ( Extensible Markup Language ) — расширяемый язык разметки.

Предложен WWW Consortium ( W 3 C ) (консорциум ориентированных языков) в 1996 г.

Входит в подмножество SGML . Возник в результате необходимости создать более обобщенный язык разметки без соблюдения сложного и громоздкого для использования в Интернете стандарта SGML . Хотя XML и требует формально опре делять язык разметки, стадия проверки корректности стала не обязательной: на личие определений типов документов ( DTD — Document Type Definition ) не требуется, хотя и допускается. Кроме того, в XML используется лишь некоторое подмножество правил SGML , что облегчает его использование. XML , подобно SGML , является метаязыком и содержит правила, по которым должно определяться мно жество тэгов, допустимых в документе. Пакет данных, описанный на XML , называют XML -документом. Java — объектно-ориентированный язык интерпретирующего типа , разработанный фирмой Sun Microsystems в 1994 г. Он во многом сходен с языком C++ и нашел широкое применение для написания разного рода программных продуктов (приложений), ориентированных на работу в сетевых сис темах типа 'клиент-сервер' и 'файл-сервер' под управлением современных операционных систем ( Windows , OS/2 и др.). Язык рассчитан на передачу по Интер нету текстов программ, которые на всех компьютерах должны выполняться одина ковым образом.

Основное достоинство, привлекшее к этому языку специалистов, заключается в предоставляемой им возможности разработки платформо-незави симых программ.

Считается, что своим успехом этот язык обязан в первую очередь фирме Netscape Communication , которая лицензировала его интерпретатор в свой самый популярный в мире в те годы браузер Web -страниц ( Navigator 2.0). Общими характеристиками языка Java являются: его простота, значительный объем библио теки подпрограмм, возможность распространения на любой тип ЭВМ, независимость от ее архитектуры, высокая защищенность создаваемых программ, динамичность языка, обеспечивающая гибкое введение изменений в программы и др. В настоящее время язык Java лицензировали такие фирмы, как IBM , Microsoft , Borland , Symantec , Micromedia и др. В феврале 1997 г. фирма JavaSoft выпустила новую версию усовершенствованного инструментального па кета разработки программ на языке Java — JDK 1.1. ( Java Development Kit ). Он облегчает работу по составлению программ, поддерживает средства работы с на циональными кодировками и имеет улучшенный оконный интерфейс. Occam — язык высокого уровня, предназначенный для выполнения парал лельного программирования и создания транспьютеров.

Является результа том совместной разработки фирмы INMOS (Великобритания) и Оксфордского университета (Дэвид Мэй). Концепция Occam базируется на теории связанных последовательных процессов, созданной профессором Оксфордского универси тета С. Хора. Свое название получил в честь английского философа XIV в. Уилья ма Оккама, поскольку в основе разработки языка был использован провозглашен ный им принцип: 'Сущность не должна превышать необходимость' ('бритва Оккама'). В соответствии с упомянутым принципом из двух одинаково эффективных вариантов решений принимается наиболее простое. Язык Occam используется в т ранспьютерах первых и всех последующих выпусков. PostScript — объектно-ориентированный язык, разработанный фирмой Adobe Systems (США). Является одним из основных стандартов для печати и пе редачи документов, работает с изображениями, включая шрифты.

Поэтому относится также к классу специализированных языков описания страниц.

Представляет собой набор команд по формированию сложных геометрических фигур из кол лекции простейших заготовок (круги, прямоугольники, прямые и кривые линии и т. д.). Шрифты и чертежи, выполненные с использованием векторной графики языка PostScript , могут масштабироваться без потери качества их печати или ото бражения на экране монитора.

Используется для управления лазерными принте рами при печати документов и другими устройствами вывода данных. SQL ( Structured Query Language ) — язык структурированных запросов — предназначен для обеспечения доступа к реляционным базам данных . Создан корпорацией IBM . Большинство файловых серверов и многие СУБД используют SQL в качестве стандартного средства доступа к данным из приложений-клиентов. OQL ( Object Query Language ) — объектный язык запросов — расширенная версия языка SQL , дополненная объектными свойствами, средствами описания типов данных и итераций с объектами в базах данных. ТеХ — язык, разработанный фирмой Donald Knuth еще в 1980 г. Он предназна чен для обеспечения высококачественной печати.

Особое внимание в нем уделяет ся возможности кодировки математических знаков с использованием ASCII для выдачи, обработки и хранения их на ЭВМ. До настоящего времени он считается не заменимым дополнением других языков (например, PostScript ) при подготовке материалов по математике и смежным специальностям. UML ( Unified Modelling Language ) — унифицированный язык моделирова ния — язык для спецификации, просмотра и документирования элементов про граммных систем, предназначенный для описания бизнес-объекта как компонен та прикладной системы. VRML ( Virtual Reality Modelling Language ) — язык моделирования вирту альной реальности (сленговый термин — вермел) — предназначен для унифика ции и упрощения представления трехмерной и подвижной графики, в том числе синхронизации изображения и звука. VRML рассматривается разработчиками как язык хотя и родственный, но альтернативный по отношению к HTML и взаимодей ствующий с ним.

Впервые идея языка была предложена Марком Песке ( Mark Pesce ) в 1993 г., а его первая спецификация ( VRML 1.0) была подготовлена на ос нове формата Open Inventor фирмы SGI и представлена на второй конференции WWW в октябре 1994 г. в Женеве.

Главной задачей было дальнейшее усовершен ствование интерактивных интерфейсов в целях лучшего их восприятия челове ком. Во второй версии, в разработке которой приняли участие и другие фирмы (на пример, Sony Research , Mitra и др.), его интерактивные возможности были рас ширены. В частности, VRML 2.0 стал поддерживать анимацию и звуковые эффекты, а также взаимодействие с Java и JavaScript . В августе 1996 г. был принят его стан дарт, а в декабре 1997 г. VRML 2.0 был официально заменен на VRML 97, называ емый также VRML Technical Symposium . Новый стандарт I SO / I EC 14772 построен на основе спецификаций VRML 2.0 с некоторыми поправками и дополнениями. В настоящее время ведется разработка очередной версии — VRML 2000. Стандарт VRML и описание языка можно получить по сетевым адресам: http :/ www . virt - park . com / theme / vrml >, http :/ www . vrml . org > . DSML ( Directory Services Markup Language ) — язык разметки службы ката логов — предназначен для поддержки служб администрации сетей, работающих с каталогами.

Специализированные каталоги позволяют эффективно хранить сведе ния об абонентах сети, необходимых им сервисных услугах, а также сетевых ресур сах и другие данные, сопоставление которых обеспечивает возможность админис траторам сети оптимизировать предоставление абонентам необходимых им услуг в реальном масштабе времени. DSML был предложен в 1999 г. рабочей группой ( DSML Working Group ), представленной фирмами IBM , Microsoft , Novell , Sun / Netscape , Oracle и др. для создания унифицированного формата разработки таких каталогов, их публикации и обмена их содержимым. 4 СВЯЗАННЫЕ С ПРОГРАММИРОВАНИЕМ ТЕРМИНЫ ДИРЕКТИВА [ directive ] 1. Вводимое в ЭВМ (оператором или пользователем) в повелительной форме сообщение или команда, которая содержит указание на то, какие необходимо вы полнить действия. 2. Компонент программы на языке ассемблера, управляющий последующей компоновкой программы, но не вызывающий появление машинной команды. ЗАДАНИЕ [job] 1. Единица работы, определяемая пользователем, которую должна выполнить ЭВМ. 2. Совокупность программ и данных, обрабатываемых автоматизированной системой как единое целое.

Описание задания составляется на языке управле ния заданиями.

Типизированные описания вариантов заданий, характерных для ЭВМ определенного класса или типа, реализуются в соответствующих операци онных системах. Поток заданий [ job stream ] — последовательность заданий, выполняемых ЭВМ под управлением операционной системы. Опция [ option ] — параметр или вариант выполнения задания для обрабатыва ющей его программы, предназначенный для управления режимом ее работы.

Итерация [ iteration ] — один цикл выполнения задания или команды вычисли тельной машиной. КОМАНДА, ИНСТРУКЦИЯ [instruction, command] 1. Управляющий сигнал, инициирующий выполнение процессором конкретной операции. 2. В языках программирования — значимое выражение, определяющее одну операцию и ее операнды. 3. Описание операции, которую должна выполнить ЭВМ. Наиболее употребительные термины, связанные с видами команд Адресная команда [ address instruction ] — команда программы, осуществ ляющая обращение к адресам операндов либо к адресам команд, указанных в определенных местах командного слова.

Безадресная команда [ no - address instruction ] — команда, определяющая операнды, для которых задана операция в неявной форме.

Многоадресная команда [ multi - address instruction ] — машинная команда, содержащая два и более адреса в явном виде.

Арифметическая команда [ arithmetic instruction ] — команда, определяю щая выполнение десятичной операции над числами с фиксированной или плавающей запятой.

Команда ассемблера [ assembly instruction ] — основная конструкция языка ассемблера, с помощью которой записывается программа на этом языке. Как правило, одна команда ассемблера транслируется в одну эквивалентную машин ную программу.

Байтовая команда [ byte instruction ] — команда выполнения операций над байтами или же команда, занимающая один байт.

Команда ввода-вывода (ввода/вывода) [ input / output instruction ] — ма шинная команда, выполняющая соответственно ввод данных с внешнего устройства в основную память или их вывод из основной памяти во внешнее устройство.

Команда вызова [ call instruction ] — команда, осуществляющая вызов стандартной программы или программы пользователя.

Исполнительная команда [ effective instruction ] — команда, которая не тре бует модификации для последующего выполнения вычислительной машиной.

Машинная команда [ computer instruction ] — команда, которая может быть не посредственно распознана центральным процессором ЭВМ, для которой она создана.

Основная команда [ general instruction ] — команда, входящая в стандартный набор команд ЭВМ. Команда останова [ halt ( breakpoint ) instruction ] — команда, останавливаю щая выполнение машинной программы (см. 'Команда паузы'). Команда условного останова [ optional - stop instruction ] — команда, позволя ющая произвести с пульта оператора ЭВМ останов выполнения текущей программы.

Команда паузы [ pause instruction ] — команда, определяющая временное прекращение выполнения программы, работа которой вновь может быть возоб новлена только после поступления внешнего прерывания.

Команда произвольной паузы, произвольного останова [ optional pause instruction ] — команда, допускающая ручной приостанов выполнения машинной программы.

Команда прерывания [ trap instruction ] — команда, вызывающая внутрен нее прерывание с указанным номером.

Прерываемая команда [ restartable instruction ] — команда, выполнение ко торой может быть приостановлено при возникновении прерывания и продолжено после его обработки.

Команда повторения, повторяемая команда [ repetition instruction ] — команда, вызывающая повторение определенной последовательности команд, образующих циклическую группу — цикл, а также обеспечивающая установку и проверку условия выхода из цикла. 5 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАЧ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АИС, ТЕХНИЧЕСКИЕ (АППАРАТНЫЕ) СРЕД СТВА [ hardware ] Совокупность электрических, электронных и механических компонентов авто матизированных систем составляет их техническое обеспечение (в отличие от программных средств [ software ], представляющих собой программное обес печение автоматизированных систем). ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, ЭВМ, КОМПЬЮТЕР [ computer ] Комплекс технических и программных средств, основанных на использова нии электроники и предназначенных для автоматической или автоматизиро ванной обработки данных в процессе решения вычислительных и информаци онных задач.

Впервые принципы построения и функционирования ЭВМ были сформулирова ны американским ученым-математиком Джоном фон Нейманом в 1945 г. В соответствии с указанными принципами в состав ЭВМ должны входить: арифметическое логическое устройство (АЛУ [АШ — Arithmetic and Logic Unit ]), выполня ющее арифметические и логические операции; устройство управления, предназначенное для организации выполнения программ; запоминающие уст ройства (ЗУ); внешние устройства для ввода-вывода данных. ПОКОЛЕНИЕ ЭВМ [ computer generation ] Один из способов классификации ЭВМ по степени их развития.

Каждое поколе ние ЭВМ отличается от других архитектурой, элементной базой, степенью разви тости программных средств, производительностью и другими показателями. В настоящее время различают пять поколений ЭВМ. ЭВМ первого поколения [ first - generation computer ] — использовали лампо вую элементную базу, обладали малым быстродействием и объемом памяти, име ли неразвитые операционные системы, программирование выполнялось на языках программирования низкого уровня (конец 40-х — 50-е гг.). ЭВМ второго поколения [ second - generation computer ] — использовали по лупроводниковую элементную базу, изменяемый состав внешних устройств, язы ки программирования высокого уровня и принцип библиотечных программ (конец 50-х, 60-е и начало 70-х гг.). ЭВМ третьего поколения [ third - generation computer ] — использовали в ка честве элементной базы интегральные схемы (ИС), имели развитую конфигура цию внешних устройств и стандартизированные средства сопряжения, облада ли большим быстродействием и объемами основной и внешней памяти. Разви тая операционная система обеспечивала работу в мультипрограммном (то есть с использованием многих программ) режиме (70-е — начало 80-х гг.). ЭВМ четвертого поколения [ fourth - generation computer ] — используют большие и сверхбольшие интегральные схемы (БИС и СБИС), виртуаль ную память, многопроцессорный с параллельным выполнением операций принцип построения, развитые средства диалога (середина 80-х гг. по насто ящее время). ЭВМ пятого поколения [ fifth - generation computer ] — характеризуются наря ду с использованием более мощных СБИС применением принципа 'управления потоками данных' (в отличие от принципа Джона фон Неймана 'управления пото ками команд'), новыми решениями в архитектуре вычислительной системы и использованием принципов искусственного интеллекта. С ЭВМ пятого поколения связывают наряду с другими особенностями возможность ввода данных и команд голосом.

Начало разработки ЭВМ этого поколения можно отнести ко второй поло вине 80-х гг., внедрения первых образцов — к первой половине 90-х гг. ЭВМ МОГУТ РАЗЛИЧАТЬСЯ ТАКЖЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВАНИЯМ: 1. По принципу построения и действия Аналоговая ЭВМ ( ABM ) [ analog computer ] — вычислительная машина непрерывного действия, обрабатывающая аналоговые данные.

Предназначена для вос произведения определенных соотношений между непрерывно изменяющимися физическими величинами.

Основные области применения связаны с моделирова нием различных процессов и систем.

Цифровая ЭВМ (ЦЭВМ) [ computer ] — то же, что ЭВМ. Уточнение типа (ЦЭВМ) производится в случаях, когда это особо необходимо, например в сложных вычислительных системах, включающих ЭВМ разных видов.

Комбинированная (аналого-цифровая) ЭВМ [ combined computer ] — ЭВМ, сочетающая аналоговую и цифровую форму обработки данных.

Многопроцессорная ЭВМ (система) [ multiprocessor system ( computer )] — ЭВМ, архитектура которой предусматривает использование большого числа про цессоров, чем обеспечивается существенное повышение ее вычислительной мощности и, в частности, возможность обработки значительных объемов информации.

Принципы построения таких ЭВМ реализованы в симметричных много процессорных системах [ SMP — Symmetric Multiprocessor Systems ] (напри мер, PowerScale группы компаний Bull ), системах с массовым параллелизмом [МРР — Massively Parallel Processing Architectures ] и др.

Транспьютер [transputer— or англ. TRANSistor и comPUTER] 1. Микроэлектронный прибор, объединяющий на одном кристалле мощный микропроцессор, быструю память, интерфейс внешней памяти и каналы ввода-вывода.

Предназначен для построения параллельных вычислительных структур. Впер вые был создан в 1983 г. фирмой INMOS (Великобритания). 2. ЭВМ с многопроцессорной параллельной архитектурой, чем обеспечива ется существенное увеличение ее производительности. При построении транс пьютеров используется специальный язык параллельного программирования Occam . 2. По вычислительной мощности и габаритам СуперЭВМ [ supercomputer ] — класс сверхпроизводительных ЭВМ, предназначенных для решения особо сложных задач в областях науки, техники и управления.

Сверхвысокая производительность достигается преимущественно за счет парал лельной архитектуры, предусматривающей использование большого числа функ ционально ориентированных процессоров и параллельного программирования, сверхглубокого охлаждения процессоров (до температур, близких к абсолютному нулю), а также высокоскоростных СБИС. В мире насчитывается ограниченное количество ЭВМ такого типа (порядка 500). Основными производителями их являются фирмы США и Японии, в частности Cray , Fujitsu и NEC . Большая ЭВМ [ large computer ] — ЭВМ, имеющая высокую производитель ность, большой объем основной и внешней памяти, обладающая способностью параллельной обработки данных и обеспечивающая как пакетный, так и интер активный (диалоговый) режимы работы. ЭВМ средней производительности [ medium computer ] — ЭВМ с производительностью до нескольких миллионов операций в секунду, емкостью оперативной памяти в несколько десятков Мбайт и разрядностью машинного слова не менее 32. Малая ЭВМ, мини-ЭВМ [ small computer , minicomputer ] — в прошлом так на зывались ЭВМ, конструктивно выполненные в одной стойке и занимавшие небольшой объем (порядка десятых долей кубометра). По сравнению с большими и сред ними машинами мини-ЭВМ обладают существенно более низкой производитель ностью и объемом памяти.

Термин 'мини-ЭВМ' не имеет точного определения, он очень близок по содержанию к термину 'микроЭВМ', четкой границы между дву мя классами этих машин нет. МикроЭВМ [microcomputer] 1. Кристалл большой или сверхбольшой интегральной схемы , который в отличие от микропроцессора содержит все логические эле менты, необходимые для образования полноценной вычислительной системы. 2. ЭВМ, использующая в качестве арифметического и логического устройства один или несколько микропроцессоров.

Указанное значение терми на в смысле отнесения ЭВМ к тому или иному классу машин может быть признанно некорректным в связи с широким применением микропроцессорной техники в ма шинах разных классов. 3. С понятием микроЭВМ связаны также термины: Однокристальная ЭВМ [ single - chip computer ] — микроЭВМ, выполненная на одной большой (БИС) или сверхбольшой (СБИС) интегральной микросхеме.

независимая экспертиза лицензия в Москве
оценка авто для наследства в Калуге
оценка векселя в Туле