Внимание! diplom-portal.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Минтруда РФ – Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ; Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) – Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета СССР, РСФСР или Российской Федерации; ГК РФ –
Содержание: 1. Введение 2 2. Причины необходимости внедрения менеджмента качества при разработке и обеспечении программных продуктов 3 3. Рассмотрение данной проблемы на примере фирмы «Платон» г. Пенз
Основные признаки гос-ва: единая территория единая система управления территорией единая система законов, зафиксированная в Конституции монополия на легальное применение силы или физ.принуждения право
Последним словом дохристианской мысли стало учение о Божестве сокровенное, неисповедимое бытие которого находится по ту сторону зримого - глубина Его не может быть познана никем из смертных. Идея эта
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственноэстетического воспитания младших школьников . Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правил
Изложены основы организации бюджетного процесса на федеральном, региональном и местных уровнях. Для студентов и аспирантов вузов. Пособие может быть также использовано слушателями системы повышения к
Жалобы при поступлении Больной жаловался при поступлении на крупные высыпания красно-синюшнего цвета в области левой стопы, которые затем распространились и на правую стопу. В дальнейшем высыпания рас
Страна, где все ново и чисто, где цивилизованный человек еще ничего не успел испортить. А ведь там можно избежать всех ошибок, совершенных в Старом Свете, – так думали европейские гуманисты в XVI, XVI
Этноним чуваш появился в русских источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую литературу.
Расселение.
Основная масса чувашского населения расселена с другими народами в Среднем Поволжье, Прикамье и на Южном Урале. Доля коренной национальности в Чувашии составляет 68,4%. Чуваши подразделяются на три основные этнографические группы.
Верховые (вирьял) занимают северные и северо – западные районы Чувашии, низовые (анатри) - южные и часть северо – восточных, переходная группа средненизовых чувашей (анат енчи) – центральные и северо – восточные районы. В соседних областях, расположенных к югу и юго – востоку от автономной республики, проживают чуваши, близкие по материальной культуре к группам анатри и анат енчи.
Встречаются отдельные села выходцев из европейских районов.
Антропологический тип чувашей сформировался при интенсивном взаимодействии и комбинации признаков, характерных для финноязычных народов Поволжья (так называемый субуральский тип). Наибольшее сходство чуваши имеют с горными марийцами.
Заметно участие и монголоидных компонентов, возможно, центральноазиатского происхождения, которые выделяются в антропологическом облике северных чувашей.
Население южных районов обладает более европеоидными чертами и тяготеет к европеоидным группам Среднего Поволжья, в частности к мордве.
Чувашский язык образует булгарскую ветвь тюркских языков. В нем два диалекта: верховой и низовой. Одним из наиболее заметных отличительных признаков верхового диалекта является оканье; в низовом диалекте верховому оканью соответствует уканье (верх. Орпа – «ячмень», низ. Урпа ). Между диалектами расположена промежуточная полоса переходных говоров. В состав чувашских гласных входят девят фонем, которые классифицируются по месту образования (передние и задние), по степени подьема языка при образовании (верхние, средние, нижние) и по участию губ (лабиализованные и нелабилизованные ). В отличие от большинства тюркских языков в чувашском языке противоположение согласных по звонкости и глухости отсутствует. Но шумные согласные четко противопоставлены сонантам.
Характерной особенностью вокализма литературного языка является закон небной гармонии гласных. В говорах верхового диалекта имеется также губная гармония гласных.
Важная особенность чувашского вокализма – неустойчивость редуцированных гласных в слабой безударной позиции они легко исчезают. В чувашском языке невозможно стечение гласных звуков. Между ними либо вставляются согласные, либо один из гласных выпадает или заменяется звукосочетанием.
Чувашский язык отличается от остальных тюркских языков и некоторыми особенностями синтаксического характера, например отсутствием характерных для других тюркских языков аффиксов сказуемости при именах.
Чувашский язык впитал в себя многочисленные иноязычные лексические заимствования (персидские, арабские, татарские, марийские и др.). В результате тесных связей с русским народом чувашский язык обогатился русскими лексическими заимствованиями.
Чувашский литературный язык оформился на основе низового диалекта.
Предками чувашей явились племена поволжских финнов, так и тюркоязычные племена, булгары и сувары , пришлые на Волгу с юга, из приазовских степей. В начале X века на териитории среднего Поволжья и прикамь ими было создано первое раннефеодальное государство – Волжская Бугария . Результатом процесса формирования народности явилось деление чувашей на две основные этнические группы. Со второй четверти XIII в.
Чуваши были подчинены монголо – татарами, а в первой половине XV в.
Окаались под властью казанского ханства.
Чувашские крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками, чувашскими князьями, сотниками и тарханами. В эту эпоху плодородные южные районы Чувашии разорялись набегами кочевых племен и были превращены в «дикое поле». Земледельческое наследие, спасаясь от завоевателей, вынуждено было переселиться в лесную местность между реками Цивиль и свияга ; здесь и начался процесс слияния верховых и низовых чувашей в единую народность. Уже в XIII – XIV вв. установились хозяйственно – культурные связи предков чувашей с русскими. В XV – XVI вв. они значительно усилились. В 1551 году Горная сторона в результате народного восстания отпала от Казанского ханства и добровольно перешла под власть Русского государства. С этого времени и особенно после ликвидации в 1552 году Казанского ханства чуваши тесно связали свою судьбу с русским народом.
Сооружение засечно – сторожевых линий в XVI – XVII веках позволило начать вторичное заселение юго – восточных районов Чувашии.
Дальнейшая история чувашской народности неразрывно связана с социально – экономическим и политическим развитием России, в состав которой чуваши вошли в 1551году.
Результатом процесса закрепления крестьянских масс и насильственной христианизации в XVII – XVIII веках явилась массовая миграция чувашей за пределы их первоначального расселения – в Заволжье, Приуралье и в Сибирь.
Освоение чувашами Самарского Заволжья началось одновременно со строительством оборонительных линий и правительственной колонизацией края, особенно усилилось после разрешения 1736 года покупать башкирские земли – степные пространства за Волгой.
Исторические документы свидетелствуют о переселении в Самарский край изначально представителей обеих этнических групп – как вирьял , так и анатри . Для решения вопроса этногенеза чувашского народа значительный интерес преставляет изучение специфических культурно – бытовых черт. При постановке вопросов этногенеза современная этнография широко использует известный источник – национальный костюм. По своему покрою чувашская женская рубаха целиком принадлежит к типу туникообразной . Старинная белая рубаха у чуваш по покрою близка к старинным рубашкам степных народностей. Что касается вопроса о происхождении белой туникообразной рубашки у чуваш, то в полной мере утвердительно сказать, что она булгарского происхождения, ибо наличие ее в старину отмечается некоторыми авторами и у казанских татар.
Наиболее древним типом рубашки у чувашей Самарского края исследователи считают рубашку анат – енчи . Главной особенностью этой рубашки является домотканый белый холст, из которого ее шили; к основным полотнищу пришивались дополнительные полосы по бокам, а также прямые, гладкие рукава из одного полотнища, суженного у кисти.
Свободному движению рук способствовали пришиваемые к боковым вставкам и рукавам ластовицы.
Другой отличительной особенностью рубахи было обязательное оттенение продольных швов, соединяющих основное полотнище с боковыми. Это осуществлялось двумя способами: или легкой и узкой вышивкой шерстяной ниткой зеленого цвета, расположенной вдоль шва, или лентой красной материи, нашитой на шов.
Смешанная шелково – шерстяная вышивка с преобладанием красного шелка располагалась вдоль шейного и грудного разреза ворота, на груди, вдоль рукавов и по обшалагу их.
Нагрудная вышивка « кеске » представляла собой две асимметрично расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных восьмиконечных звезд. Но кеске можно было увидеть стилизованные растительные и животные моивы . На некоторых рубашках кеске вышиались не с двух, а с одной стороны нагрудного разреза, на другой стороне она заменялась положенной наискось полоской красного кумача.
Замужним женщинам анат – енчи были известны рубашки, украшенные двумя ромбами из кумача на груди по боеим сторонам грудного разреза. На девичьих рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная полоса. По самому грудному разезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку, которая постепеноо все уменьшалась в размере. Для белой вышитой рубахи очень характерно ношение на поясе вышитых кусков ткани – « сара » и кистей из шерсти и бисера, называемых « хуре ». Вторым типом рубашки у чувашей самарского края была рубаха анатри . Отличительной, сразу бросающейся в глаза.
Особенностью этой рубахи является цвет. Она изготовляется из домотканой сине – красной пестряди, в новой форме – из покупной материи, ситца или сатина.
Другой ее особенностью было отсутствие вышивки.
Рубашка анатри имеет прямые аналогии с татарской рубашкой.
Дальнейшее изменение рубашк связано с расширением волана так, что основная часть рубашки из 4-х полотнищ доходила только до седины бедра, оттуда же начинались один за другим два широких волана.
Последний вариант пестрядийной рубашки преобрел вид настоящего платья.
Последний третий тип рубашки – так называемая вирьяльская рубашка, туникообразная , с одним полотнищем и цельными без клиньев боковыми полотнищами, продольные швы не окаймлялись, на плечах, до ластовки рукава шла узкая вышивка и пришивались полоски узорного тканья.
Чувашский женский костюм характеризовался большим коллическтвом разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.
Обязательной принадлежностью чувашского женского костюма являлись штаны. У верховых они по крою были близки к мужским, у низовых – с широким шагом.
Верхней одеждой чувашам обеих групп служили холщовые балахоны из холста и пустав из тонкого сукна, кафтан Традиционной обувью были лапти, надеваемы у верховых чувашей на черные портянки, у низовых – на вязанные чулки.
Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы.
Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор – тухья , символизирующий девственность. Тухья – шапочка – шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост.
Большинство орнаментальных мотивов в изобразительном искусстве чуваш финского происхождения.
Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических групп чувашей. В старину нательной одеждой являлась холщовая рубаха ( кепе ), белая или из крашеницы и пестряди, и штаны йем ). Рубаха туникообразного покроя без воротника, с боковыми клиньями.
Навыпуск, подпоясывалась узким плетеным поясом. Зимой поверх йем надевали того же покроя сытма из толстой крашеницы или сукна. Летом в прохладную погоду поверх рубахи носили холщовый шупар , пустав из тонкого сукна - короткую поддевку с сборами сзади.
оценка комнаты в Брянске